06 окт 2022
Мода
Цифровая мода как новая реальность
Будущее шоппинга – это виртуальные торговые вселенные. По крайней мере так утверждают создатели подобных проектов. Но будут ли они в самом деле вселенными и доступными для любого – пока не ясно, тем более что известные бренды хоть и развиваются в виртуальной реальности, полностью уходить в нее не спешат. Так или иначе, мода уходит в «цифру», и этот процесс неостановим. Но как долго он будет длиться и что для этого нужно?
Реальное будущее шоппинга неумолимо приближается. В 2023 году будет запущен «портал в первую в мире торговую вселенную». Так заявляют авторы проекта xydrobe, который представляет собой цифровой ландшафт, дополненный виртуальной реальностью. В нем можно совершать покупки и приобретать настоящие товары.

Внутри сезонного ландшафта xydrobe предлагаются фирменные товары, которые, как пояснили в компании, «будут восприниматься не только через виртуальную реальность на уровне человеческого глаза, но и с запахом, температурой, ветром и объемным звуком. Вас ждет превращение просто роскошных покупок из предсказуемых в необычные и удивительные».

Нелл Ллойд Малкольм, генеральный директор xydrobe, рассказывает: «Забудьте все, что вы знаете о виртуальной реальности… мы здесь для того, чтобы навсегда изменить восприятие и способ, которым люди покупают товары класса люкс. Мы, как команда и как компания верим в силу того, что экстраординарный опыт влияет на то, как мы совершаем покупки более осознанно и с большим удовлетворением. Это только начало».

Планируя создать торговое пространство для всемирно признанных брендов класса люкс, а также нишевых независимых лейблов, xydrobe постарается привлечь дизайнеров, готовых рассказать о ДНК своего бренда «с помощью наводящих на размышления творческих средств».

«Технология виртуальной реальности открывает перед брендами много возможностей для дальнейшего информирования покупателей о своих коллекциях, начиная с вдохновения и заканчивая мастерством изготовления изделий, - говорит Изабелла Галлуччи, директор по брендам xydrobe. – Способность креативного директора бренда расширять свои концепции с помощью интерактивных возможностей 4D xydrobe без каких-либо ограничений действительно захватывает».

По идее, торговая вселенная должна стать доступной для пользователей уже в 2023 году. И многие бренды проявляют к ней реальный интерес. Тем не менее, большинство всемирно известных брендов, соревнуясь друг с другом, создают свои вселенные.

Стоит отметить, что история метавселенных не начинается с xydrobe. В далеком 2003 году программист из США Филипп Росдейл решил перенести идею метавселенной из фантастических романов в компьютерную игру. Он придумал Second Life — виртуальный 3D-мир с элементами социальной сети и внутренней валютой. Там можно было купить одежду или технику для своего аватара.

Вслед за ним подобные вселенные стали придумывать в других играх, а позже – и на других цифровых платформах. В России широко известны метавселенные Марка Цукерберга, Minekraft и Microsoft. Этот тренд, что стало наиболее актуально во время пандемии коронавируса, подхватили модные бренды.

Большинство всемирно известных компаний, так или иначе, развиваются в этом направлении. Так, рассказывает vc.ru, в 2021 году Nike вместе с игровой платформой Roblox и создал виртуальный мир Nikeland. Там есть магазины, спортивные площадки и стадионы. Пользователь надевает одежду и кроссовки Nike на свой цифровой аватар, соревнуется с другими игроками на стадионе или занимается паркуром в компании друзей.

Не отстал Adidas, который объявил о партнерстве с игрой Sandbox и криптокомпанией Coinbase. Бренд создает свою метавселенную adiVerse и уже начал выпускать первые NFT-коллекции.

Не менее известный покупателям «люкса» Louis Vuitton выпустил игру-головоломку Louis The Game к своему 200-летнему юбилею. Пользователь путешествует по разным локациям, узнает историю модного дома и может найти одну из 30 коллекционных NFT от цифрового художника Beeple. Находку игрок продает на одной из торговых площадок.

Gucci тоже отметил 100-летие бренда в метавселенной – открыл мультимедийную выставку «Сад Gucci». Пользователи гуляли по залам и изучали коллекции разных эпох. Одежды и аксессуаров из старых коллекций уже нет в продаже в реальном мире, но игроки могут приобрести эксклюзивное платье или сумку от Gucci в виде NFT, а затем приодеть своих аватаров или продать на аукционе в несколько раз дороже.

Большая часть мотивации, стоящей за этим большим цифровым переходом у модных брендов, связана с важностью, которую миллениалы и поколение Z придают созданию сообществ с помощью онлайн-каналов.

Сегодня в метавселенных можно купить виртуальные обувь, одежду белье, аксессуары… И все же не так все радужно, как покажется на первый взгляд. Метавселенные для многих брендов остаются неизведанным, а потому неперспективными и даже опасным пространством и способом продвижения.

«Metaverse и NFT предоставляют брендам новую возможность переформулировать для себя, что данные, лояльность и сообщество значат для их клиентов, - заявил FashionUnited Ким Огилве, руководитель отдела коммуникаций Revieve. – Давайте посмотрим правде в глаза: это выходит за рамки реальных преимуществ – речь идет о том, чтобы сделать свой бренд заметным для новых групп потребителей и моделей потребительского поведения. Но только время покажет, каковы все возможности, но мы знаем, что они могут быть бесконечными».

Да, возможности бесконечны. Но финансы компаний, особенно масштабом поменьше Louis Vuitton и Gucci, достаточно ограничены. А перспективы таких метавселенных – не ясны бизнесу. Будет ли достаточен доход компаний от развития таких проектов и привлечения в них пользователей? Четкого ответа на этот вопрос пока нет.

Для любого продукта связанными с метавселенными можно выделить три проблемы, с которыми каждый из них сталкивается, рассказывает основатель и CEO Бюро цифровых технологий Виталий Зарубин. Первостепенная - это отсутствие спроса, который в свою очередь, не возникает, потому что не готовы технологии. Например, технологии виртуальной реальности развиваются уже больше 50 лет, и до сих пор они не обрели массовость. Очки виртуальной реальности распространены лишь в области игр и узких нишах обучения сложным производственным процессам. В остальном до масс маркета, несмотря на все попытки - они так и не дошли.

Еще одна причина отсутствия популярности, продолжает эксперт, заключается в том, что технология должна быть удобной, простой и понятной не только для конечного клиента, но и разработчиков. В то же время для разработки приложений дополненной и виртуальной реальности в настоящий момент используются игровые движки как Unity и Unreal Engine. Они в первую очередь, настроены на разработку игр, а никак не метавселенных.

Третья, и, наверное, самая очевидная - люди не понимают, зачем это нужно и для кого, рассказывает Виталий Зарубин. Любой предприниматель скажет, что для того, чтобы технология или продукт стали востребованы, они должны быть в 10 раз удобнее и лучше аналога. Когда мы говорим о метавселенных, то каждый второй человек понимает под этим термином что-то своё. Кто-то NFT, кто-то Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ), а для кого-то это что-то связанное с блокчейном.

Самое популярное применение систем дополненной реальности было у Lamoda и ее аналогов, оно позволяло делать виртуальные примерочные дома. Простой и понятный кейс, но даже это, констатирует Виталий Зарубин, скорее просто фишка. «Когда мы говорим о метавселенных, то, как бы нам ни хотелось этого, до сих пор это что-то непонятное и метафорическое, нежели реальное. Многие компании просто используют данный термин, чтобы привлекать инвесторов и продавать воздух», – говорит он.

В то же время Аmazon ввёл точки продаж без кассиров и сделал их полностью автоматизированными, значит, умелое применение виртуальных онлайн-точек также возможно. Главный вопрос: в чем отличие от обычного интернет-магазина? Кажется, что нас ждёт нечто большее, чем просто продажи. Xydrobe как раз идёт больше в цифровой маркетинг.

Раньше видео рассказывали о бренде. Теперь бренд рассказывает сам о себе через проекцию. Это, считает аналитик, может стать отличной возможностью, чтобы выстраивать связь с брендом. Технологически, добавляет он, это опять же зависит от того, что же нас ждёт на самом деле. Ключевой вопрос: сможет ли компания предложить новый уникальный опыт, который может закрепиться на рынке, или нет.

По оценкам разных специалистов, метавселенные плотно войдут в нашу жизнь как минимум через пять лет, а то и через десятки лет, указывает, в свою очередь, основатель интернет-агентства Future, разработчик Никита Шевляков. Почему так долго? Все дело в том, объясняет он, что попадание в метавселенную обеспечивается датчиками, VR/ AR-инструментами, гарнитурами, которые еще не распространены широко. Войдет ли туда бизнес массово? Определенно, да, говорит эксперт. А модный бизнес войдет туда тем более.

Сейчас самые обязательные требования для открытия модного бренда или магазина – иметь официальный сайт или интернет-магазин, активно вести социальные сети (ведь это прямой инструмент продаж). Потенциально, рассказывает Никита Шевляков, метавселенные претендуют на возможность стать обязательной чатью электронной коммерции. Уже через пару лет, по данным Bloomberg, доходы метавселенных составят около 800 млрд долл. Но на данной ступени технологического развития интернет, вероятно, не вытянет метамир, в котором одновременно будут существовать миллионы юзеров. Это требует огромного объема памяти, новые серверы, совершенные блокчейн-технологии, и это проблема номер один.

Чтобы небольшой бизнес, интернет-магазин одежды мог позволить себе такую маркетинговую интеграцию, метавселенные должны стать дешевле, уверен аналитик. А этого удастся достичь: с увеличением количества IT-специалистов по реализации метавселенных; при стабильном и устойчивом развитии мировой экономики; массовом распространении оборудования для вхождения в виртуальные вселенные; при достижении популярности и доступности программ метавселенных, равной популярности социальных сетей.

Метавселенные дают огромный простор для творчества, но так, как они, по сути, дублируют наш мир, то и специалисты туда нужны будут с понимаем технической части. Это вторая проблема, с которой бизнес столкнется вначале — каждый магазин, желающий завести метабизнес, должен будет нанимать специального разработчика, геймдизайнера, метамаркетолога или метамерчендайзера. Хотя когда мы придем в точку запуска метавселенных, возможно, предполагает Никита Шевляков, все люди, даже гуманитарного профиля, будут легко ориентироваться в инструментарии IT и смогут сами настраивать необходимое оборудование.

По крайней мере, в 2021 году, когда Марк Цукерберг объявил о планах строительства метавселенной, он также обозначил цифру 10 тыс. новых сотрудников для реализации задуманного и, конечно, позволить себе это может далеко не каждая даже крупная компания. Подсчитать общее количество IT-специалистов, которые сегодня имеют компетенции в сфере метавселенных пока невозможно.

Чтобы представить модный магазин будущего в метавселенных, достаточно войти в любую игру, которая дает возможности подобные метавселенным: Minecraft, The Sims, Fortnight, Roblox. Но что дальше?

«Обратимся к существующим моделям интернет-магазинов. Они имеют достаточно простой функционал - карточка товара, описание, артикул, прайс, подключенные платежные системы, и т.д. Если метавселенные будут достаточно просты, чтобы малый бизнес мог организовать там торговые площадки, то эта интеграция сыграет на руку миру электронной коммерции и экономикам государств, сделает мир еще более открытым», – заключает Никита Шевляков.

Так или иначе, но до такого развития событий должно пройти немало времени, в течение которого будут потрачены миллиарды на развитие метавселенных, а потребитель «дорастет» до их использования. Но это точно не на текущем этапе существования модных брендов.

Источник: https://riamoda.ru/article/news-tsifrovaja-moda-kak-novaja-realnost.html
Изображение: открытые источники Яндекс.Картинки