Поскольку во всем мире вводятся новые правила, регулирующие использование искусственного интеллекта (ИИ), лицензионные договоры разрабатываются заново, чтобы отобразить развитие возможностей этой технологии.
Большая часть работы над положениями, устанавливающими основные правила ИИ, остается на ранних стадиях разработки. Компания Hewlett-Packard (HP), выпустившая настольные и портативные ПК, оснащенные ИИ CoPilot от Microsoft, разработала контракты, призванные регулировать использование этой технологии в каждом конкретном случае, сказал Рэндалл Коллинз, советник по товарным знакам, авторским правам и маркетингу в HP.
И хотя в настоящее время некоторые контракты предусматривают широкий запрет на ИИ, другие, по словам руководителей лицензионной отрасли на недавнем саммите Licensing International по ИИ и лицензированию 2024 в Нью-Йорке, более предметны и ориентированы на конкретные виды использования.
“Маркетологи хотят использовать искусственный интеллект, и это потрясающий инструмент для создания идей. Инфлюенсеры и амбассадоры брендов, с которыми мы работаем, используют его для создания художественных работ”, - сказал Коллинз. “Мы хотим использовать его для демонстрации возможностей наших персональных компьютеров. Но мы также должны решить, как мы будем раскрывать информацию о том, что генерируется ИИ, а что нет. Маркетологи хотят использовать ИИ [для разработки идей], но мы должны вмешаться и разъяснить, что это сопряжено с определёнными рисками”.
Подобный анализ рисков проводится во всем мире, поскольку страны устанавливают защитные ограждения вокруг этой технологии.
США, Великобритания и Европейский союз подписали первый «юридически обязывающий» Рамочный договор об искусственном интеллекте в прошлом месяце. В нем изложены основные принципы, которым должны следовать системы ИИ, включая защиту пользовательских данных, соблюдение закона и обеспечение прозрачности практик. Каждая страна, подписавшая договор, должна «принять или поддерживать соответствующие законодательные, административные или иные меры», которые отражают эти рамки.
Однако для подписавших, которые нарушают свои обязательства, нет никаких штрафов. И хотя новый договор является «юридически обязательным», соблюдение измеряется в первую очередь посредством мониторинга, что является относительно слабой формой принуждения.
«Ни один из моих лицензиатов или дизайнеров не использует генеративный ИИ без одобрения, и мы заставляем сотрудников, которые его используют, вести журнал каждого используемого ими элемента», — сказал руководитель по лицензированию. «Единственный способ защитить отдельные элементы — знать, что было создано человеком, а что — ИИ. Очень редко готовый продукт будет создан непосредственно ИИ, и вам всегда будет нужна какая-то оценка».
В настоящее время положения об ИИ в основном реализуются корпоративными брендами с упором на авторские права, в то время как положения об интеллектуальной собственности в сфере развлечений остаются в разработке. Несколько лицензионных агентств заявили, что им еще предстоит подать запросы на положения об ИИ в новых или продленных контрактах. Некоторые лицензиары все еще размышляют, должны ли положения об ИИ быть ограниченными или масштабными.
«Они [пункты] должны быть узкими и конкретными или не быть вообще, и должны быть частью общих правовых положений, потому что у вас уже есть это для всего остального», — сказал Дж. Дж. Ахерн, управляющий директор лицензионного агентства Licensing Street. «Юристы должны придумать формулировку, которая не ограничивает процесс [проектирования] и защищает интеллектуальную собственность. Пора начать понимать ИИ, иначе в рознице мы проиграем».
И пока компании работают над изучением ИИ, методы управления этой технологией во всем мире меняются.
Например, в Китае Пекинский интернет-суд в прошлом году вынес решение в пользу признания защиты авторских прав на изображения, созданные ИИ. Он постановил, что вопрос о том, может ли быть защищено авторским правом произведение, созданное ИИ, все равно нужно решать в каждом конкретном случае. Тем временем Европейский парламент в марте принял Закон об искусственном интеллекте, который вступил в силу в августе. Закон классифицирует системы по уровню риска, причем те, которые представляют более высокий риск, подлежат более высоким требованиям и обязательствам по прозрачности. Он также направлен на гармонизацию стандартов во всем Европейском союзе. Компании, нарушающие закон, подвергаются штрафам в размере до 7% от годового мирового дохода. В Японии и США продукты, созданные исключительно ИИ, не подлежат авторскому праву, но те, которые были разработаны с участием человека, будут подлежать авторскому праву.
«Нам придется подумать о том, каковы требования различных юрисдикций», — сказала Кристин Янг, партнер юридической фирмы Myer Brown. «Если вы многонациональная компания, то придется занять выжидательную позицию, поскольку существует неопределенность в сфере регулирования».
Тем не менее, несмотря на эту неопределенность, Meta (Запрещена в РФ) заявила в среду на своем мероприятии Connect, что чат-бот Meta AI был обновлен, чтобы позволить технологии отвечать голосами нескольких знаменитостей, включая Нору «Аквафину» Лам, Джона Сину, Кигана-Майкла Ки, Кристен Белл и Даму Джуди Денч. Также доступны голоса не знаменитостей с именами вроде Аспен, Атлас или Кловер.
“Это зарождающаяся индустрия, и вполне возможно, что подобный творческий процесс может быть юридически оспорен, но искусственный интеллект должен стать частью стратегии уже сейчас”, - сказал Алекс Локк, главный юрисконсульт развлекательной компании VeeFriends. “Мы не можем ждать бесконечно, пока искусственный интеллект внедрится во все основные виды деятельности – юридически, со стратегической точки зрения нам нужно действовать на опережение”.
Марк Сиви Licensing International