Все статьи

Вызовы новой реальности: опыт ведущих игроков лицензионного рынка

№8 (ОСЕНЬ 2020)
1 Сентября 2020

Впервые в новейшей истории мир столкнулся с пандемией. Не осталось ни одной сферы общественной жизни, на которую бы она не повлияла, и бизнес оказался под ударом в первую оче­редь. Как лицензионная отрасль справляется с последствиями глобального локдауна, в чем заключаются основные сложности и где искать точки роста? Об этом мы поговорили с представителями российского рынка лицензий.



НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – КАКАЯ ОНА

С началом глобальной эпидемии мало кто понимал, что она с собой принесет, как долго продлится и насколько сильно повлияет на повседневную жизнь. До последнего было неясно, какая стратегия поведения выгоднее не для конкретных людей, а для целых государств: ввести всеобщую самоизоляцию и пожертвовать экономикой, но, возможно, спасти тем самым жизни людей, или же не прекращать жить обычной жизнью, позволяя бизнесу работать в прежнем режиме. В итоге большинство мировых лидеров выбрали первый путь. Это принесло свои плоды, однако сохранять ограничительный режим больше нескольких месяцев оказалось невозможным. Пробуем разобраться, насколько существенные коррективы внесла в работу лицензионной индустрии самоизоляция.

«Что для вас новая реальность?» – именно такой вопрос мы адресовали ведущим участникам отрасли. Удивительно, но в некоторых случаях ответы оказались противоположными друг другу. Одни уверены, что пандемия заметно трансформировала индустрию, другие же не видят никакой новой реальности (спойлер – их меньшинство).



ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, КОТОРЫЕ ПРИНЕСЛА С СОБОЙ ПАНДЕМИЯ, ПО МНЕНИЮ НАШИХ СПИКЕРОВ, СЛЕДУЮЩИЕ:

  • Бурный рост популярности онлайн-контента –  мультфильмов, сериалов, видеоигр и т.п.
  • Невозможность перекрыть падение офлайн-продаж ростом продаж в интернете.
  • Разработка мер поддержки лицензиатов через поиск новых партнеров, пересмотр сроков, договоренностей и ставок роялти.
  • Появление большого количества бесплатного онлайн-контента, помогающего поддержать в сложные времена как потребителя, так и лицензиата.
  • Поиск новых производств в России, а не в Китае.
  • Внедрение новых онлайн-каналов общения в повседневный рабочий график.



«Ситуация с пандемией глобально изменила привычные рабочие процессы, и наша компания, безусловно, не осталась в стороне, – говорит Алексей Меркулов, коммерческий директор Animaccord. – Мы оперативно перевели работу, а именно технические и организационные процессы нашей студии и лицензионного отдела, в удаленный режим. Уже сейчас мы можем смело сказать, что нам удалось это сделать без потерь: производство контента сохранило прежние темпы. Более того, нам удалось пройти этот период без существенных изменений в составе команды. В новой реальности фокус смещается на основные каналы коммуникации в онлайн – мы и ранее делали уклон в сторону диджитал, но сейчас даже в ритейле фокусируемся на онлайн-дистрибьюции и продвижении бренда. Как только вспыхнула ситуация с пандемией, мы тщательно отслеживали информационное поле и реакцию аудитории, в связи с чем наша команда сразу пришла к выводу, что мы должны поддержать аудиторию в эмоциально сложный период.

Мы в кратчайшие сроки произвели серию анимационных 3D-роликов с «Машей и Медведем» на тему правил гигиены и идей от Маши о том, чем заняться дома в период карантина. Более того, мы подготовили комплексную digital-кампанию #когдавседома (по одноименному названию эпизода 32), которая включала образовательные постеры на тему гиги­ены, флешмоб «спасибо врачам», раскраски и другое. Так, короткие тематические эпизоды о здоровье и полезных активностях дома на май этого года набрали свыше двадцати миллионов просмотров на официальных YouTube-каналах мультсериала «Маша и Медведь», а в целом digital-кампания #когдавседома на тот же период объединила свыше десяти миллионов пользователей только в официальных социальных сетях проекта среди аудитории стран России и СНГ, Латинской Америки, Ближнего Востока, Европы и других регионов.

Мы видим, что произошел огромный рост просмотров как на YouTube, так и на других цифровых платформах. «Маша и Медведь» вошли в топ-5 самых востребованных детских шоу в мире в период пандемии – этот глобальный замер онлайн-запросов контента был проведен независимым американским исследовательским агентством Parrot Analytics.

В июле этого года мы запустили новый пятый сезон мультсериала эксклюзивно на платформе КиноПоиск HD и ожидаем большого успеха как от сотрудничества с компанией Яндекс, так и от работы с другими диджитал-партнерами».


Петя Тончева (Petia Toncheva), старший директор по дистрибуции, цифровым медиа и лицензированию медиахолдинга ViacomCBS в России, Грузии, Украине, странах Балтии и СНГ тоже видит перемены и рассказывает, как удалось их использовать: «Реальность изменилась довольно сильно — во время пандемии онлайн вырос в разы. Серьезно изменилось и медиапотребление: сидя дома, люди стали проводить больше времени у экранов телевизоров, смартфонов и других гаджетов. Выросло среднее время просмотра мультсериалов у детей, а взрослые стали больше смотреть фильмы и сериалы. Так, суммарная доля смотрения развлекательных и детских каналов ViacomCBS выросла на 20% по сравнению с мартом 2020-го; доля смотрения Nickelodeon HD выросла на 34%, а Nick Jr. – на 46%1. 

1 Mediahills, Россия UTC 3+, панель Mediahills, аудитория тыс., апрель 2020


Фокус был сделан на VOD-платформы и диджитал в целом. Так, именно в это время ViacomCBS заключил сделку с одним из крупнейших онлайн-кинотеатров в России – Okko. Компании впервые запустили на нашем рынке международный стриминговый сервис Paramount+. На международном уровне мы расширили сотрудничество с разными платформами, в том числе Netflix, и некоторые глобальные премьеры выйдут сразу в онлайн.

Глобальная экспертиза ViacomCBS Consumer Products позволила быстро адаптироваться к новым реалиям и только усилить 360-градусную поддержку брендов и найти новые способы поддержки лицензиатов в карантин. Большинство брендов в на­шем портфолио – это вечнозеленые франшизы, и их популярность не зависит от кинотеатральных премьер. Так что за последние четыре месяца узнаваемость наших франшиз не только не упала, но и выросла».


Те же тенденции замечает и Майя Москвичева, генеральный ди­ректор лицензионного агентства «Мармелад Медиа» (ГК «Рики»): «Во время пандемии реально материализовался спрос на качественный детский развлекательно-образовательный контент, которым мы и занимаемся. Общество осознало и сформулировало эту потребность. Как раз в это время мы запустили новые сезоны «Смешариков», «Фиксиков», «Малышариков», и позитивная реакция аудитории выплеснулась в бурное обсуждение в соцсетях, дала рекордный рост количества просмотров и подписчиков. В итоге мы почувствовали возросший интерес к себе со стороны тех компаний, которые не ассоциируются напрямую с детским сегментом и ведут свой бизнес не только в России. Сейчас мы в процессе переговоров с ними и надеемся, что это воплотится в интересные сделки в недалеком будущем»




О росте потребления цифрового контента также говорит Максим Бандровский, генеральный директор Playcom LLC: «Цифры установок игр бьют рекорды, также отмечаем существенный прирост числа подписчиков в Youtube, что способствует росту популярности бренда. Мы постарались оперативно сделать «карантинный» анимационный контент – мотивирующие песенки о правилах гигиены и видео о том, чем заняться в самоизоляции, – и бесплатно распространили его среди наших партнеров».

Новая реальность открыла перспективы не только перед произ­водителями видеоконтента, но и перед производителями продуктов питания.

Так, Мария Козеева, генеральный директор Creative Branding Agency Продюсерского центра Андрея Кончаловского, уверена: «Новая реальность рождает новые возможности. Мы увидели экстремально быстрое расширение ассортимента наших продуктов и товаров у крупнейших онлайн-операторов, и расцениваем его как прогресс». О снижении роялти в компании, по словам Марии, речь пока не шла, поскольку необходимости в этом нет – согласно данным отчетов партнеров, продажи только увеличились.




МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦЕНЗИАТОВ

Основным способом поддержки лицензиатов со стороны правообладателей стали маркетинговые акции, которые у многих оказались вполне успешными на волне «пандемийного» роста спроса на контент. Некоторые пошли и на снижение роялти или корректировку сроков выплат, когда того требовала ситуация.

А вот управляющий директор агентства Megalicense Захар Назаренко не вполне согласен с коллегами. «Мы не считаем, что наступила какая-то новая реальность, – говорит он. – Бизнес работает практически так же, как и работал раньше. Отдельные категории временно пострадали, что сказалось на роялти-отчетах второго квартала и некоторых текущих платежах по контрактам. Но на настоящий момент мы не наблюдаем каких-то кризисных последствий, которые были, например, в 2013-2014 годах после девальвации рубля. В связи с этим мы категорически против самой постановки вопроса в формате «новой реальности». Считаем, что цыплят нужно считать по осени, а пока все нормально».

Генеральный директор компании Rainbow SPA Иджинио Страффи так комментирует этот вопрос: «Несмотря на то, что мы наблюдаем резкое падение доходов во всех странах, мы прекрасно понимаем, что никто не был готов к пандемии. Это то, с чем мы должны смириться, и нам следует поддержать наших партнеров, насколько это возможно. Мы предпочитаем индивидуальный подход к каждому из них, и, если мы видим, что наш лицензиат испытывает трудности, мы готовы поддержать его продлением лицензионного периода и специальными маркетинговыми акциями, чтобы помочь ему возместить выпадающие доходы».

Главный продюсер анимационной студии «100 КИЛОВАТТ» Елена Маленкина подтверждает: «Мы всегда шли навстречу нашим партнерам, делаем это и теперь. Цифры и условия сделок обсуждаем индивидуально».




УСПЕШНЫЕ КЕЙСЫ

Петя Тончева поделилась несколькими успешными кейсами, которые ViacomCBS Consumer Products удалось реализовать во время всеобщей изоляции. «В период пандемии мы стремились оказать максимальную поддержку нашим лицензиатам и увеличить их продажи. Для этого мы находили новых партнеров, пробовали новые форматы и работали в тесной связке с производителями, — рассказывает она. — Во время карантина мы запустили информационную кампанию #вседетивместе, включили наши телеканалы в социальные пакеты телевещания, чтобы поддержать наших зрителей на карантине и помочь им почувствовать, что пребывание дома может быть интересным и познавательным. Особенно хотелось бы отметить федеральные акции, которые мы успели провести за время карантина. Например, во время запуска новой линейки молочной продукции «Растишки» в тематике «Мегащенки: Могучие лапы» вместе с Danone Россия мы реализовали масштабную акцию с агрегатором скидок «Едадил» и интернет-магазином игрушек Toy.ru. При покупке Растишки покупателям предлагали зарегистрировать чек на сайте «Едадил», получить кешбэк до 15% и принять участие в розыгрыше игрушек по мотивам мультсериала и главного приза – поездки в Nickelodeon Land. Мы продвигали акцию как в онлайне, так и в офлайне: в результате, благодаря POS-материалам в сети «Пятерочка», баннерам на сайте «Едадил» и промо-страницам на Toy.ru про нее узнали почти 1,3 млн человек, а конверсия из просмотра в акти­вацию составила 12% при средних показателях по сервису в 3-4%.

Новую молочную линейку с щенятами и пюре мы также поддержали еще двумя акциями: первая – с онлайн-гипермаркетом «Утконос» и онлайн-кинотеатром Megogo, а вторая – с «Перекрестком». Акции помогли продажам: у «Утконоса» они выросли на 13%. Продажи фруктового пюре и йогуртов, ко­торые были изображены на бан­нерах, выросли на 74% и 43% соответственно. Так, для продвижения лицензионной продукции «Контфитрейд» мы запустили со­вместное промо со Spin Master, онлайн-кинотеатром Megogo и интернет-магазином модной одежды Wildberries. При покупке продукции «Конфитрейд» на Wildberries покупатели получали шанс выиграть игрушки Spin Master и подписки на онлайн-кинотеатр. Акция активно поддерживалась баннерами на Wildberries, о ней также рассказывали блогеры с многомилионной аудиторией на YouTube»


В Animaccord тоже пришли на помощь испытывающим сложности лицензиатам: «Для нас очень важ­но поддержать наших партнеров, так как с многими из них у нас выстроились долгосрочные отношения. Мы стараемся рассматривать с каждым из партнеров возникшие ввиду пандемии проблемы инди­видуально и вместе разрабатываем сценарий, как с наименьшими издержками выйти из кризисной ситуации. Что касается ставки роялти, она остается неизменной, так как привязана к маржинальности продукта», — говорит Алексей Меркулов.

«Лицензиатам в сложившихся условиях было важно получить отсрочку платежей и снижение суммы минимальной гарантии лицензии. Кто-то обращался с предложением увеличения срока действия контракта. В свою очередь, мы, являясь связующим звеном между лицензиатами и правообладателями, обеспечивали эту коммуникацию. Правообладатели реагировали довольно гибко, старались найти компромисс», – делится опытом и генеральный директор агентства brand4rent Денис Кулаков.

«Пакет антикризисных мер в «Мельнице» был запущен еще в марте. Он включал в себя увеличение срока действия лицензии по всем текущим договорам на шесть месяцев: мы понимали, что некоторые компании столкнутся с большими проблемами по отгрузкам. Был момент, когда ритейл вообще приостановил закупки, заказов не было, отгрузок не было — такая абсолютная тишина в эфире. Некоторым игрокам понадобилась пара месяцев для того, чтобы вернуться к привычному темпу работы и уровню дохода, сопоставимому с докарантинным. Помимо этого, для новых лицензиатов была разработана программа, включающая в себя более лояльные условия по ставкам роялти и увеличенный объем поддержки в диджитал», – рассказывает руководитель отдела лицензирования агентства «Мельница» Елена Бережкова.




СМОЖЕТ ЛИ ОНЛАЙН ЗАМЕНИТЬ ОФЛАЙН

Несмотря на то, что все эксперты отмечают ощутимый рост продаж в онлайн-сегменте, многие уверены – покрыть тем самым общее проседание в офлайне вряд ли удастся. И все-таки прогнозы оптимистичные: все так или иначе ожидают, что потребитель вернется к знакомым паттернам поведе­ния, а значит, и уровень продаж в реальных магазинах должен подняться до прежних цифр или, по крайней мере, приблизиться к ним. Свою оценку ситуации дает Иджинио Страффи (Rainbow SPA): «Мы увидели, что первоначально потребители приобретали товары исключительно первой необходимости. Это касается как покупок в интернете, так и офлайн. Это нормальная реакция: покупатели были напуганы и стали очень консервативными. Примерно через месяц или два поведение начало постепенно возвращаться к шаблонам, существовавшим до пандемии. Мы по-прежнему видим, что люди покупают меньше, чем раньше, что является прямым следствием падения доходов, но нет какой-то категории продуктов, которую потребители полностью исключили бы из своей корзины. Мы ожидаем, что уровень потребления вернется к допандемийному уровню к концу 2020-го или началу 2021 года. Если говорить о России, то электронная коммерция не смогла полностью заменить офлайн-продажи, даже несмотря на то, что оборот онлайн-торгов­ли значительно вырос. Мы всегда очень тесно сотрудничали с ведущими онлайн-магазинами в России и просто стали уделять им больше внимания во время пандемии. Например, в России мы запустили акцию «Попади в мультфильм Winx» совместно с OZON.ru для поддержки продаж кукол – и благодаря проекту увеличили продажи на 240%».

В Animaccord видят те же процессы: «Несмотря на то, что онлайн-продажи существенно выросли, у наших лицензиатов e-com, к сожалению, не скомпенсировал падение. У многих приостановили работу фабрики и были закрыты склады, в связи с чем возникла сложность с логистикой товара», – подтвердил нам Алексей Меркулов.

Петя Тончева (ViacomCBS Consu-mer Products) поясняет, что продажи в онлайне не могут покрыть понижение продаж в офлайне: «Это связано с тем, что процент онлайн-продаж в России в целом не настолько большой. По данным Nielsen, в апреле 2020 года эта доля составила 5% от всего рынка FMCG в натуральном выражении, а среднегодовое значение удвоилось с 1,8% до 4%».Тем не менее, акции, которые компания проводила вместе с лицензиатами, помогли увеличить их продажи: использовались такие инструменты, как баннеры, подарочные подписки и многое другое.

Эксперты отмечают, что людям все еще важно лично выбирать товар, сравнивать его с другими на полке. Заметно и отсутствие импульсивных, а также «прикассовых» покупок.

«Важно ловить тренды и меняться вместе с рынком, — говорит старший менеджер отдела потребительских товаров Hasbro Александра Месяцева. – Hasbro одними из первых производителей игр попали на полку Яндекс.Лавки. Продажи настольных игр Hasbro в период карантина вышли на высокий уровень продаж в онлайн: Monopoly впервые за историю мониторинга рынка NPD вошла в топ-15 всех игр и игрушек России, а Nerf занял первое место в июне 2020-го впервые за все время присутствия на рынке России». Сейчас мы видим, что потребители возвращаются в физические магазины, но уровень продаж через онлайн все же остается выше, чем до пандемии».




КИТАЙ ИЛИ РОССИЯ: ГДЕ ВЫГОДНЕЕ ПРОИЗВОДИТЬ

Поскольку пандемия началась в Китае, именно эту страну «закрыли» одной из первых. Многие компании, имеющие там производство, пострадали: поставки товара задерживались, новые заказы размещать стало невозможно, перспективы дальнейшего сотрудничества выглядели весьма туманно. К какому же решению производители приходят сегодня? Где выгоднее создавать продукцию — в Китае или в России? И имеет ли вообще смысл искать новые производства? Наши спикеры считают, что здесь есть свои нюансы.

«Сейчас ситуация стабилизировалась. Безусловно, в самом начале, когда Китай попросту встал, общаясь с партнерами, я часто слышала фразу «ищем локальных производителей, – поясняет Елена Бережкова. – К сожалению, 90% из них вернулись к своим поставщикам из Китая по одной единственной причине: не смогли найти замену привычным китайским фабрикам. Условия сотрудничества с локальными компаниями в некоторых сегментах рынка не всегда самые выгодные. Так что спрос на качественную продукцию от локальных производителей есть, а вот предложений недостаточно, или они сильно проигрывают по объемам производства, но выигрывают по себестоимости производства продукции. Понятно, что это привле­кательный фактор в условиях волатильности доллара».

Денис Кулаков также считает курс доллара одним из главных факторов, влияющих на стремление компаний перенести производство в Россию. По его словам, тенденция к поиску новых производств началась еще пару лет назад, и большее предпочтение сейчас отдается российским производствам.

Иджинио Страффи обращает внимание, что довольно сложно быстро решить вопрос с реорганизацией или переносом производства: «Многие из наших лицензиатов производят свой ассортимент в Китае. Очевидно, что они столкнулись с задержками в доставке во время пандемии. В связи с глобализацией перемещение производства в другую страну за короткий период практически невозможно, потому что, например, вы можете пошить пальто на фабрике в Бангладеш, но у вас не будет пуговиц, которые производятся в Китае. Трудно найти продукт, который был бы полностью произведен из материалов и с использованием оборудования из одной страны. Поэтому мы не ожидаем, что наши партнеры откажутся от производства в Китае в ближайшие годы, но большинство из них уже работают над диверси­фикацией поставок и планом «Б» для производства».

Эксперт также подчеркивает, что пандемия заставила национальные правительства задуматься о восстановлении производства в собственных странах. Возможно, это приведет к дополнительным затратам, но в будущем поможет справиться с такими проблемами, как та, что возникла в этом году.




КОНТРАФАКТ – НАДО ЛИ БОРОТЬСЯ 

В публикациях европейских и американских изданий, посвященных лицензированию, эксперты отрасли выражают озабоченность еще одной проблемой — возможным ростом производства контрафактной продукции. Несмотря на то, что она не может конкурировать с оригинальными товарами по качеству, более низкая цена фальсификата все-таки способна привлечь потребителя. В России это тоже понимают.

Однако мнения опрошенных нами экспертов все-таки разнятся. Так, Елена Бережкова считает, что недобросовестных производителей подстегивает именно уверенность в том, что они обязательно сумеют сбыть свою продукцию, – и все из-за низкой цены. «Наше агентство работает с рядом компаний, специализирующихся на борьбе с контрафактом как в офлайне, так и в онлайн-рознице», — говорит Елена.

В ViacomCBS Consumer Products нам пояснили, что не заметили большого всплеска в производстве и выбросе на рынок контрафакта, но при этом отметили смещение потребительских предпочтений. По словам экспертов компании, большим спросом во время пандемии пользовались паззлы, наборы для творчества и рисования, коллекционные игрушки и игровые наборы – все то, что может порадовать ребенка и занять его на долгое время, но при этом доступно с точки зрения стоимости товара.

В агентстве brand4rent же отмечают, что видят обратную тенденцию – контрафакта становится, наоборот, даже меньше, чем раньше. 




МАСКИ И САНИТАЙЗЕРЫ

В кризис, как правило, можно найти точки роста. Во время пандемии одной из них стало производство необходимых атрибутов новой реальности – масок, антисептиков, перчаток. Правообладатели анимационных лицензий сразу поняли, что дети будут охотнее носить маски с любимыми героями, и тут же начали их производить. В агентстве «Мельница» серьезно отнеслись к качеству продукции, не просто разработав принт с узнаваемыми героями, но и выбрав специальную ткань для детских масок: «Незадолго до пандемии мы подписали лицензионный договор с компанией Sense по выпуску антибактериальных масок по бренду «Барбоскины». В преддверии школьного сезона маска стала таким же обязательным элементом, как канцелярские принадлежности, ранцы и форма. Совместно с нашими лицензиатами мы очень скрупулезно подошли к выбору ткани, из которой в дальнейшем будут производиться маски.


Ткань должна быть качественной, прочной, не вызывать никаких аллергических реакций. Дизайн масок также прорабатыва­ется, надеемся, что он понравится как детям, так и взрослым. Наши партнеры активно сотрудничают со стоматологическими клиниками, а также больницами. Всегда приятно, а самым маленьким не так страшно, когда врач приходит на прием в красочной маске с любимыми персонажами».

Майя Москвичева из «Мармелад Медиа» тоже делится удачным опытом и рассказывает, что под брендом «Фиксики» компания «Приор» выпустила в начале июня защитные многоразовые тканевые маски, которые стали хитом продаж. «Несмотря на то, что носить маски – это неприятная необходимость, они вполне соответствуют духу бренда, одна из целей которого – приоритет детской безопасности. Веселые дерзкие персонажи в комикс-стиле смягчают дискомфорт от самого предмета», – говорит эксперт.

Компания Animaccord и до пандемии сотрудничала с производителями санитайзеров и антибактериальных салфеток. В период самоизоляции они, безусловно, стали товарами первой необходимости и до сих пор пользуются большим спросом.

Компании, которые не успели запу­стить цикл разработки продукции одновременно с началом эпиде­мии, планируют нагнать упущенное ко второй волне пандемии и все-таки создать собственные маски и антисептические средства с героями своих лицензий.




ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ

С переходом на удаленную работу многие компании были вынуждены перестраивать свои бизнес-процессы. Мы узнали, в чем заключались основные перемены и сложности, а также выяснили, какие нововведения оказались самыми удобными.

Безусловно, «королем» всех рабочих процессов во время самоизоляции стал Zoom. Встречи и совещания онлайн оказались настолько продуктивными, что вряд ли теперь кто-то от них откажется. Кроме того, удалось оптимизировать документооборот – его сделали полностью электронным.

Оказалось, что в онлайне многие процессы происходят даже быстрее, чем офлайн. «В нашей компании период пандемии наложился по времени на объединение группы компаний «Рики» в Санкт-Петербурге с московской группой компаний «Аэроплан», – говорит Майя Москвичева. – Есть ощущение, что необходимость жить виртуальной жизнью как раз помогла этому объединению компаний, которое в «нормальных» условиях растянулось бы на большее время. Мы научились проводить онлайн не только переговоры, но и показы новых фильмов вечерами по четвергам, совместные завтраки и тренировки по йоге. Думаем, что потом мы будем вспоминать об этом времени как об особенном, интересном и, может быть, даже поворотном в судьбе каждого из нас».

Возникали и сложности, которые касались, прежде всего, тех рабочих процессов, которые нельзя было перевести на удаленку. Генеральный продюсер компании «КиноАтис» Вадим Сотсков рассказал о подобном опыте: «У нас в компании работает более восьмидесяти человек. Во время изоляции нам дали всего четыре пропуска на организацию. При этом постоянно нужны люди в офисе, которые координируют работу, нужны системные администраторы, которые поддерживают работу серверов и интернета в студии. Невозможность добраться до места работы стала огромной проблемой производства. Очень плохо работали проекты, находящиеся в стадии креативной разработки. Некоторые проекты пришлось заморозить».

В любом случае, многие пришли к тому, что количество людей в офисе можно сократить или же перейти на полностью удаленную работу всем офисом на несколько дней в неделю. При этом эксперты отмечают, что личный контакт остался важен: некоторые вопросы гораздо удобнее решать во время реальной встречи, а не в Zoom, при всех достоинствах последнего. Комментирует Иджинио Страффи: «В лицензировании ценность личного контакта невозможно переоценить. Отсутствие возможности встретиться с партнером сильно усложняет нашу работу. Из-за covid-19 большая часть выставок по всему миру была отменена или отложена до 2021 года, что неминуемо приведет к сокращению количества контрактов с новыми компаниями. В то же время у нас есть широкая база компаний, с которыми мы работаем много лет и не испыты­ваем никаких трудностей, общаясь с ними онлайн». 

МНОГИЕ ПРИШЛИ К ТОМУ, ЧТО КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ В ОФИСЕ МОЖНО СОКРАТИТЬ ИЛИ ЖЕ ПЕРЕЙТИ НА ПОЛНОСТЬЮ УДАЛЕННУЮ РАБОТУ ВСЕМ ОФИСОМ НА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ.



 

ПАНДЕМИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ

В июньском выпуске издания License Global журналистка Маккенна Морган, характеризуя новую реальность, отмечает, что основное, чего сейчас хочет потребитель, – это поддержание впечатления, что в мире все возвращается на круги своя и становится как раньше. Западные эксперты уверены, что главная задача отрасли лицензирования на данный момент – дать людям такое ощущение. Именно поэтому правообладателям, агентам и лицензиатам сейчас выгоднее всего сплотиться и идти на взаимные уступки – такой выбор в итоге для всех станет стратегией win-win.

В чем же заключаются конкретные сложности новой реальности? Как отмечают производители и продавцы товаров на Западе, вырос сегмент интернет-торговли, и это принесло с собой не только плюсы, но и новые трудности. В частности, в условиях повышенного онлайн-спроса стало сложнее доставлять товары – процесс сбора, упаковки и доставки пришлось оптимизировать в сжатые сроки. Поначалу многие онлайн-ритейлеры были вынуждены увеличивать временные слоты доставки. Однако все стремились к тому, чтобы эти сложности на потребителе отразились минимально – ведь он должен считать, что все работает в стандартном режиме. Хотя сохранить эту видимость бывает действительно сложно – офисы вынуждены увеличивать расходы на содержание, закупая для сотрудников маски, санитайзеры и другие обязательные атрибуты новой реальности, а это в итоге закладывается в цену товара.

Есть и другой нюанс, который беспокоит владельцев и управляющих бизнесов. «Пока непонятно, как организовывать работу компании, если один из работников производства или офиса заболевает, – говорит в своем комментарии для Licensing Global Тревор Джордж, исполнительный директор компании Trevco (США). – Сколько сотрудников на следующий день просто не выйдут на работу из страха?» Топ-менеджер также уверен, что изменятся условия договоров между лицензиарами и лицензиатами, поскольку многие были вынуждены заморозить поставки в связи с началом пандемии. «Скорее всего, мы сильно пересмотрим планирование производства, – добавляет спикер. – Теперь на полках не будут лежать запасы товара на будущее – производить его постараемся ровно под оплаченный заказ».



ПО МНЕНИЮ ЗАРУБЕЖНЫХ ЭКСПЕРТОВ, СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ПРОДОЛЖАТ РАСТИ, НЕСМОТРЯ НА КРИЗИС:

  • видеоигры;

  • киберспорт;

  • блоги инфлюэнсеров в соцсетях;

  • сервисы SVOD (видео по запросу – например, Netflix, Amazon и т.п.);

  • бренды с историей и наследием (так называемые heritage brands);

  • категория велнесс-товаров и товаров для здоровья



Подготовила Анастасия Марина












Яндекс.Метрика